Серж Анану о детстве, живых выступлениях и процессе написания песен
Художник бенинского происхождения Серж Анану — целеустремленный музыкант, который выходит за рамки предоставления развлечений и звуковых впечатлений. Когда дело доходит до звука, музыка Сержа Анану африканская, но включает в себя элементы фанка, блюза и джаза. Но прежде всего, он рассказывает истории о своей родине и противодействии колонизации на протяжении всего своего творчества.
Талантливая звезда выступит на Международном фестивале A to JazZ — шоукейсе, базирующемся в Софии, Болгария, с миссией распространять и продвигать джаз, мировую музыку и импровизированную музыку среди молодежи. Недавно мы встретились с Сержем и в ходе беседы углубились в его детство, его взгляд на живые выступления и многое другое.
Какие первые признаки в вашем детстве указывали на то, что вы в итоге будете заниматься музыкой?
Я вырос в музыкальной среде. С одной стороны, были церемонии вуду с ударными инструментами. С другой стороны, дома у меня были виниловые пластинки моего отца. Я сделал свои первые шаги как музыкант в качестве перкуссиониста на церемониях вуду и уже тогда знал, что мне это нравится. После этого я открыл для себя гитару, и мои самые счастливые моменты были, когда я сочинял музыку. Я не знал, что буду зарабатывать этим на жизнь, но я не мог без этого жить.
Когда в процессе создания музыки вы поняли: «Вот такую музыку я хочу создавать»?
Я люблю все виды музыки и всегда нахожусь в поиске новой музыки и новых инструментов. Мне посчастливилось играть с замечательными музыкантами с острова Реюньон, Индии, Франции, Германии, Турции, Сирии и других африканских стран, и это лишь некоторые из них, и я каждый раз многому учился. После изучения джаза в Париже я захотел создавать музыку, которая воплощала бы слияние того, чему я научился на этом пути, и музыки моей страны. Это музыка, которая похожа на меня и которую я пытаюсь продвигать.
Будучи музыкантом-самоучкой, вы добились множества достижений самостоятельно. Однако что побудило вас продолжить формальное музыкальное образование в CFPM и Американской школе современной музыки / IMEP? Какие важные уроки извлек из этого опыта?
Когда я был еще в Бенине, я регулярно играл в баре со своими друзьями. Мы исполняли каверы на поп, регги, фанк и диско. Однажды к нам пришла группа джазовых музыкантов, чтобы сыграть несколько песен, и владелец бара потребовал, чтобы мы включили их в нашу группу. Мы с друзьями играли песни с двумя или тремя аккордами, и у них получились песни с 33 аккордами. Для нас это было сложно. Мы пытались справиться, но в конце концов нас уволили, потому что у нас не было уровня, и они заняли наше место. Вот почему я решил изучать и понимать джаз.
Я не стал джазовым музыкантом, но я многое узнал о джазовой гармонии, которая помогла мне понять другую музыку.
Как воспринимают вашу музыку и ваши выступления дома по сравнению с зарубежом?
Мою музыку крутят по телевидению и радио, но в моей стране она пока не популярна. Есть категория людей, которым это нравится, и я работаю над этим, чтобы сделать его более доступным для всех моих соотечественников. Я еще не отыграл ни одного концерта в своей стране после выхода двух моих альбомов, но теперь это ненадолго.
Когда дело доходит до написания ваших песен, обнаруживаете ли вы, что больше погружаетесь в более интроспективные темы, или ваша музыка больше тяготеет к отражению мира, который вы видите?
Большую часть времени я пишу о том, что происходит вокруг меня. Повседневная реальность, повседневная жизнь моих близких, взлеты и падения в моей жизни. Я думаю, мне еще есть что сказать, учитывая скорость, с которой меняется мир.
Как бы вы описали Сержа, который выпустил Bônou, по сравнению с артистом, в которого вы превратились, когда выпустили Akôwé?
Я бы сказал, что повзрослел между двумя моими альбомами. На своем первом альбоме я старался делать что-то только со страстью, на самом деле не принимая во внимание реалии профессии. У Akôwé есть страсть, но я потратил время на то, чтобы создать вокруг себя профессиональную структуру на долгие годы вперед.
Что для вас значит воплощать эффектность в своих выступлениях?
Воплощать смысл шоу — значит делиться с аудиторией уникальным, привилегированным моментом. Быть единым целым с аудиторией и превращать каждое шоу в незабываемое событие.
Чего могут ожидать от тебя твои поклонники в следующем году?
Я работаю над своим третьим альбомом, который выйдет в 2025 году, и мне не терпится поделиться с ними первыми отрывками.