Балкалар рассказывает об этномузыке, важности балканской музыки и истории их одноименного дебютного альбома
Компания Balkalar, вышедшая в 2016 году, была вдохновлена опытом контрабасиста и вокалиста Павле в Ethno Bosnia. Школьные друзья Павле, Ирма и Марко, объединенные страстью к культурным мелодиям, стали настоящей сенсацией. Их аутентичное звучание, характеризующееся гармоничным сочетанием контрабаса, скрипки и гитары, покорило уличную аудиторию.
Ансамбль выступал на сценах многих европейских стран и престижных фестивалях, таких как
Balkan Trafik, Floating Castle, Goulash Disko, Seasplash Festival и MOST: Balkan. Вскоре они выступят на Международном фестивале A to JazZ — шоукейсе, базирующемся в Софии, Болгария, с миссией распространять и продвигать джаз, мировую музыку и импровизированную музыку среди молодежи. Недавно мы встретились с Балкалар и в ходе беседы углубились в важность балканской музыки, историю их одноименного дебютного альбома и многое другое.
Почему Балкалар?
Это каламбур, соединяющий слово “балканский” и название рыбы, которую традиционно едят в качестве рагу в канун Рождества — бакалар. На Рождество у нас была репетиция, и наш бывший гитарист Марко Паланович упомянул, что ему не терпится отведать рыбу — бакалар. На той репетиции мы также думали о названии группы. По дороге домой Ирма тоже думала о вкусном бакаларе и о балканской музыке, которую мы играем, и тут загорелась лампочка — Балкалар!
Как вы все собрались вместе? Какое у вас происхождение?
Большинство из нас знают друг друга с детства в музыкальной школе или благодаря этно-сцене в Загребе. Павле, Юрай и Ирма — музыканты с классическим образованием и академическим образованием, а Марко сам научился играть в детстве, получил начальное музыкальное образование и посещал множество этномастерских и лагерей на протяжении всей своей жизни. В детстве мы все играли в разных комбинациях, у Павле и Юрая в подростковом возрасте была рок-группа, сегодня у Павле и Марко внеземная этно-группа “Kosan», Ирма и Юрай исполняли песни Beatles на улицах Загреба, Ирма и Павле вместе учились в Музыкальной академии Загреба, а Марко и Юрай познакомились на JMI Ethno Croatia 2019. Мы все взаимосвязаны на многих уровнях.
Что заставило вас влюбиться в этномузыку?
Посещения Павле лагеря JMI Ethno Bosnia побудили его собрать друзей и начать играть этот тип музыки на улицах Загреба. Тем не менее, этот тип музыки присутствует в нашей жизни с детства: отец Ирмы проигрывал этно-диски в машине, Марко в детстве познакомился с традиционными южноамериканскими флейтами. В отличие от большинства регионов мира, фолк, этно и местная музыкальная сцена на Балканах всегда была мощной, и она проникает сквозь любую субкультуру, к которой вы принадлежите, неважно, металлист вы или хипстер, в вашем плейлисте всегда будет одна этно-песня.
Расскажите нам историю вашего дебютного альбома с одноименным названием.
Всё довольно просто: после многих лет совместной работы мы наконец-то нашли время и средства для записи альбома. Мы записали его с нашим дорогим другом и звукорежиссёром Домиником, и идея заключалась в том, чтобы создать звук, немного отличающийся от нашего живого звучания, с множеством слоёв. Мы очень благодарны MOST: Balkan за поддержку и мотивацию, благодаря которым мы наконец-то выпустили этот альбом, оказавший большое влияние на группу, поскольку у нас никогда не было столько концертов, как этим летом.
В чем, по-вашему, уникальность балканской музыки?
Прежде всего, Балканы как регион очень разнообразны на многих уровнях, как и их музыка. Различные влияния с разных границ нашего неспокойного региона составляют удивительную палитру, которая находит отклик во всем мире и рассказывает уникальную историю. Наш репертуар состоит из песен региона Меджимурье Северной Хорватии, в которых чувствуется венгерское влияние, другие песни родом из глубин Сербии со старыми сербскими и болгарскими корнями и нерегулярными ритмами. Стиль Севдалинки связан с Сараево и другими боснийскими городами, а также с наследием евреев-сефардов. Но если бы кто-то поместил всю эту музыку в папку, название папки было бы Балканским. И это то, чем это является на самом деле, смесь прекрасной музыки и историй.
И в чем важность балканской музыки в контексте мировой музыки?
Я думаю, мир жаждет этого. С прошлого года Ирма и Юрай посетили множество выставок, в том числе WOMEX, крупнейшую мировую музыкальную выставку. Мы выяснили, что балканская музыка действительно занимает особое место в мире, и ее можно демонстрировать от Токио до Милуоки. Например, несколько лет назад мы играли на довольно крупном фестивале Balkan Trafik в Брюсселе, Бельгия. Энергетика нашего выступления не шла ни в какое сравнение с предыдущими концертами. Публика была абсолютно сумасшедшей, но еще более безумным фактом является то, что они даже не знают песен или не могут понять тексты. В балканской музыке есть что-то объединяющее для всех людей, и многие разные культуры могут быть связаны с ее звучанием.
Как вы думаете, лучше объединить этномузыку с современными жанрами и элементами, чтобы сделать ее более привлекательной для масс? Или важно сохранить аутентичность?
Это выбор, который каждый исполнитель волен делать, исходя из своих вкусов и потребностей. “Аутентичность” — сложный термин, и у людей часто возникают противоречивые мнения о том, что значит для музыки быть “аутентичной”. Мы думаем, что работают оба варианта, в зависимости от ваших целей как музыканта — сохранения традиций, обращения к массам или нарушения норм.
Я считаю , что балканская музыка — это одна из тех вещей, которые на самом деле объединяют балканские страны — вы согласны?
Да! Также, если мы не говорим строго об этно / мировой музыкальной сцене. Сегодня самая большая дружба и любовь между Сербией, Боснией и Хорватией (странами, которые 30 лет назад были в состоянии кровопролитной войны) распространяется через музыку. Все артисты, получившие признание, становятся популярными в регионе, и к ним относятся как к дальним родственникам с разными диалектами. Мы считаем, что это один из самых красивых аспектов нашего региона, и это также
наша миссия. Объединяя этот народ в нашем регионе и во всем остальном мире и залечивая старые раны с помощью музыки.
Каково будущее балканской музыки?
Мы не уверены, что это всего лишь пузырь нашего влияния, но есть ощущение, что в последнее время мир все больше и больше узнает балканскую культуру. Балканская музыка имеет богатую историю смешения различных влияний, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Слияние традиционных балканских звуков с такими жанрами, как электроника, хип-хоп и поп, вероятно, будет расти, создавая новые, инновационные стили, которые нравятся более молодой
аудитории как на Балканах, так и за рубежом.
Каких исполнителей традиционной музыки, по вашему мнению, должен знать каждый?
Крис, Марина Сатти, Вардруна, Косан, ДахаБраха, Оранице, Горан Брегович, Вежа…