Недавно я прочитал исследование, в котором оценивался успех женщин-исполнительниц в период с 1940 по 1990 год, и оно, как ни странно, показало, что на долю женщин приходилось менее 25% хитов, занимавших первое место в чартах США в тот период (имеется в виду сольные исполнительницы). 30 лет спустя пять из восьми «Альбом года» — женщины. Это были женщины, которые не только переосмыслили звучание своего жанра, но и изменили культурный ландшафт своим влиянием. Несмотря на то, что мы живём в эпоху, когда гендерное неравенство в достижении успеха в музыкальной индустрии сокращается, гендерный разрыв в оплате труда в этой индустрии продолжает сокращаться со скоростью улитки, в то время как в некоторых странах он становится шире.

Гендерный разрыв в оплате труда — это проблема, с которой сталкивается не только музыкальная индустрия. Практически во всех регионах женщины получают меньше, чем мужчины, в среднем на 15,5% меньше в странах ОЭСР. «Выбор» — это ключевой аргумент, который используется для объяснения того, почему существует этот разрыв, поскольку он, по сути, является результатом индивидуального выбора карьеры, который делают мужчины и женщины, работающие в США. Однако в музыкальной индустрии всё не так просто, и это одно из открытий, с которыми мы познакомимся в этой статье. Дело не только в том, что женщинам платят гораздо меньше; нам ещё предстоит пройти долгий путь, когда дело касается отношения к женщинам в музыкальной индустрии в целом.

История о том, как Haim уволили своего агента после того, как им заплатили в 10 раз меньше, чем одному артисту-мужчине на фестивале, привлекла огромное внимание к этим проблемам и к тому, как они влияют на женщин-артистов. Это также показало, что женщины-артисты на всех уровнях, включая таких знаменитостей, как Haim, могут подвергаться дискриминации по признаку пола. Однако редко кто обращает внимание на то, как гендерный разрыв в оплате труда влияет на женщин, работающих за кулисами в различных секторах музыкальной индустрии.

Несмотря на то, что с годами женщины стали чаще работать в музыкальной индустрии, они в основном заняты на должностях начального уровня и низкооплачиваемых работах. В этой статье мы рассмотрим некоторые факторы, которые способствуют гендерному разрыву в оплате труда в музыкальной индустрии, и под «мы» я подразумеваю, что я не одна. Ко мне присоединились женщины из разных секторов музыкальной индустрии, в том числе:

  • Сорок кошек из России (продюсер электронной музыки)
  • Ариэль Лана ЛеЖард из США (опытный менеджер артистов, публицист и музыкальный журналист)
  • Мэйв Фури из Южной Африки (менеджер группы, тур-менеджер, агент по бронированию)
  • Мэдди Балтор из США (специалист по звуку, помощник звукорежиссёра и музыкант)
  • Деш из Голландии (хип-хоп продюсер и музыкант)

Для этой статьи я задала им несколько вопросов об их опыте в отношении некоторых проблем, о которых я собираюсь рассказать. Написание такой сложной статьи без учёта женской точки зрения было бы фарсом, поэтому я бесконечно благодарна им за потраченное время и готовность принять участие! Давайте начнём…

Будьте в курсе событий.

Новая музыка и эксклюзивные обновления еженедельно приходят на ваш почтовый ящик.

Я часто вижу, что люди просто не воспринимают тебя так же серьёзно, как мужчину. Всякий раз, когда я прихожу на джем-сейшн с людьми, которых ещё не знаю, я спрашиваю, можно ли мне сыграть песню, и в 9 случаях из 10 они смотрят на меня так, будто хотят сказать: «Э-э-э, ладно, ты хочешь сыграть на барабанах?..»

Я почти не решалась сесть за этот набор инструментов. Часто бывает так, что люди наобум называют меня певицей, лол. Я не возражаю, потому что понимаю, но это показывает, насколько несбалансированно количество женщин-музыкантов по сравнению с мужчинами-музыкантами.

Дэш

Я думаю, что сегодня девушкам немного легче добиться успеха. В то же время я по-прежнему считаю, что многие мужчины по-прежнему предвзято относятся к оценке достижений девушек.

Сорок Кошек

Неформальность музыкальной индустрии

С точки зрения стороннего наблюдателя, карьера в музыкальной индустрии кажется «крутой» и позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал. Конечно, в этом есть доля правды. Однако, если приоткрыть завесу, можно увидеть индустрию, в которой работа нестабильна, и это в сочетании с рабочими отношениями, которые часто основаны на временных контрактах, неполном рабочем дне или фрилансе. (Я не хочу никого пугать — просто такова реальность) И как же получить такую работу? Что ж, ответ на этот вопрос — часть проблемы… Как правило, в музыкальной индустрии преобладают неформальные процедуры найма, при которых информация о зарплате часто скрывается. Пожалуйста, прочтите это ещё раз, это очень важный момент, в который мы сейчас углубимся, поскольку он тесно связан с разницей в оплате труда.

Неформальность и процедура найма

Наличие «хороших связей» в музыкальном бизнесе — это черта, которая постоянно поощряется, хотя есть негласная причина, почему эта черта так важна, — и она связана с характером бизнеса. Чаще всего вакансии во многих сферах бизнеса не рекламируются официально и обычно распространяются из уст в уста, по личным рекомендациям или напрямую к человеку, который, как вы знаете, отвечает за процесс найма. Неформальность процедуры найма, честно говоря, затрудняет даже для новичков попадание в компанию. Думаю, вам интересно, как это связано с полом…

По моему опыту, как в мире джаза, так и на многих инди-рок-сценах, люди, как правило, играют с теми, с кем они общаются. Поэтому ребята приглашают своих друзей на концерт, даже если есть кто-то, кто мог бы легко это сделать или даже лучше подошёл бы.

Мэдди Балтор

Приведённая выше цитата подчёркивает мою следующую мысль. Я наткнулась на статью о гендерном неравенстве Дениз Бейлбли (бывшего профессора социологии в Калифорнийском университете), в которой она в ходе своих исследований заметила, что «обычно «лучший» кандидат соответствует полу, расе и возрасту тех, кто уже выполняет эту работу». В рабочей среде, где преобладают мужчины, это одна из причин, по которой в отрасль приходит всё больше парней, заполняющих всевозможные вакансии.

Подобная неформальная процедура найма усугубляет проблему *гендерного дисбаланса*. Если добавить к этому тот факт, что в музыкальной индустрии никогда не бывает недостатка в энергичных и образованных людях, готовых усердно работать за низкую/нулевую зарплату, то можно сказать, что женщины «недопредставлены» и «легко эксплуатируемы».

Неформальность и расплывчатые Зарплаты

Во-первых, многим людям в музыкальной индустрии вообще не платят. Так что в целом в этой отрасли существует разрыв в оплате труда. Многие из нас подвергаются эксплуатации и работают в музыке только ради увлечения. Но когда людям начинают платить, никто не говорит о том, сколько они получают. Люди так скрытно относятся к своим гонорарам, и я не знаю, почему… Это не шаг к тому, чтобы всем нам платили по заслугам. Я собрал расценки от нескольких человек и недавно узнал, что художники платят белым людям в 2-3,5 раза больше, чем мне, за одну и ту же услугу, даже если она даёт похожие результаты.

Ариэль Лана Лежард

Подавляющему большинству людей, работающих в сфере музыки, в какой-то момент приходилось работать бесплатно или за символическую плату, чтобы создать портфолио или пробиться в профессию. Это вполне нормально для многих творческих сфер. Хотя Ариэль утверждает, что в музыке «как только люди начинают получать деньги, никто не говорит о том, сколько они получают». Такая неформальность в отношении оплаты способствует развитию отрасли, в которой грань между оплачиваемой и неоплачиваемой работой становится размытой…Таким образом, создаются ситуации, когда новые сотрудники работают бесплатно в течение длительного времени, получают заниженную оплату или подвергаются другим видам эксплуатации, о которых работники не подозревают, поскольку у них сложилось впечатление, что «это нормально».

В случае с Ариэль *ей пришлось покопаться в интернете*, чтобы узнать, сколько обычно платят людям, и результат оказался довольно ужасным. Ситуация Мэйв, описанная ниже, ещё раз подчёркивает проблему неформальных отношений, которая характерна для музыкальной индустрии:

Мне сильно недоплачивали, когда я работала в агентстве по бронированию — я занималась логистикой, аккаунтами, сообществами и социальными сетями, а также расписанием выступлений 28 артистов. Владелец получал процент от всех бронирований, но я зарабатывала только фиксированную зарплату, которой не хватало даже на аренду. Это было довольно рано в моей карьере, и я считала, что «набираюсь опыта», пока не поняла, что мной просто нагло пользуются.

Мэйв Фури

Гендерные роли в музыкальной индустрии

Разделение должностей по половому признаку — одна из причин гендерного разрыва в оплате труда в музыкальном бизнесе. И я говорю «одна из причин», потому что это то, что заметно, но о чём почти не говорят. Не случайно в музыкальной индустрии мужчины обычно работают на технических или престижных творческих должностях, таких как A&R, менеджер артиста или продюсер, а женщины часто занимаются маркетингом, PR, производством или розничной торговлей. На самом деле, большинство женщин, с которыми я знакомлюсь в музыкальной индустрии, работают либо в сфере PR, либо в качестве авторов/редакторов.

Почему это так?

Что ж, одной из основных причин разделения труда по половому признаку являются *лежащие в его основе* культурные стереотипы, которые распространяются и на рабочие места. В статье «Общаться — это по-человечески, а болтать — по-женски» Вики Майер (профессор коммуникативистики) рассказывается о том, как работа, основанная на гендерных ролях, опирается на якобы естественные навыки, такие как стереотип о том, что женщины хорошо общаются и обладают «навыками работы с людьми», а мужчины традиционно считаются принимающими решения и напористыми. Эти предполагаемые врождённые способности по-разному оцениваются на рынке труда, что влияет на то, кто какую должность получает, и способствует различиям в оплате труда.

Престижные должности (менеджер, A&R, невероятный продюсер за кулисами и т. д.) оплачиваются намного *дороже*, чем другие, менее престижные работы. Таким образом, разделение труда по гендерному признаку приводит не только к разнице в оплате труда, но и к разнице в престиже.

Я много работаю фрилансером и в основном меня нанимают для PR-кампаний. Я заметила, что многие женщины в танцевальной музыке работают в сфере PR, но мало кто занимает руководящие должности, занимается поиском талантов или курирует лейблы/управляет ими… Если только компания не принадлежит женщинам — Ариэль Лана ЛеЖард

Ариэлла Лана Лежард

Отсутствие женщин на руководящих должностях

Недавно моя коллега Нора опубликовала статью о проблемах, с которыми сталкиваются женщины-продюсеры в музыкальной индустрии. Некоторые из них, особенно недостаточное представительство в целом, могут быть связаны с проблемами, о которых я расскажу ниже. Я настоятельно рекомендую прочитать её статью.

Когда речь заходит о рабочей силе практически в любой отрасли частного сектора, все сходятся во мнении, что люди работают на должностях, соответствующих их квалификации/опыту. Что ж, в музыкальной индустрии это утверждение верно лишь отчасти, поскольку термин «стеклянный потолок» прекрасно описывает то, с чем сталкиваются многие женщины в своих организациях. «Стеклянный потолок» — это разговорный термин, описывающий неспособность определённых групп добиться продвижения по карьерной лестнице, несмотря на их опыт и способности. Короче говоря, женщины могут наблюдать за тем, как мужчины продвигаются к вершинам власти, но сами не могут пробиться сквозь стекло.

Отсутствие женщин на руководящих должностях и других постах, связанных с властью, — это, пожалуй, самое большое препятствие на пути к революции. В статье 2017 года о гендерном неравенстве журнал Music Business Worldwide (MBW) опубликовал данные о том, что в среднем только 31% руководящих должностей на крупных лейблах в Великобритании занимают женщины. Кроме того, женщины на руководящих должностях не так заметны, как мужчины, занимающие руководящие должности, что подчёркивает, что женщине приходится работать в два раза усерднее, чтобы её признали наравне с мужчиной в этой отрасли.

В глобальном масштабе женщинам-руководителям уделяется недостаточно внимания, особенно тем, кто работает за кулисами. Я могу вспомнить очень мало женщин-руководителей, и я не смогла найти много информации/признаний о тех, кого могу вспомнить. Я думаю, что более структурированная глобальная индустрия страдает от патриархальных ценностей и систем больше/в большей степени, чем более неформальная индустрия Южной Африки, где, кажется, возможности несколько более равны.

Мэйв Фури

Важно понимать, что не только разнообразие в руководстве полезно для бизнеса, но и женщины на руководящих должностях создают бреши в «стеклянном потолке», потенциально предоставляя женщинам, которых раньше не замечали из-за их пола, возможность проявить себя в соответствии со своими способностями. Высокие должности, как правило, предполагают и более высокую зарплату, и это способствует сокращению гендерного разрыва в оплате труда, даже если он незначительно сокращается.

Женщины-руководители также способны вдохновлять. Низкая представленность женщин в музыкальной индустрии в сочетании с их отсутствием на руководящих должностях снижает вероятность того, что молодые женщины будут видеть себя в этой сфере. Присутствие большего числа женщин в высших эшелонах власти, безусловно, означало бы, что мы увидели бы больше молодых девушек, которые идентифицируют себя с этой ролью.

Я думаю, что во многих отраслях не хватает женщин на руководящих должностях, и это касается не только музыкальной индустрии. Соответственно, это вызвано теми же причинами, что и в других сферах: патриархальными взглядами, неуважением/непризнанием женщин и вредными/нереалистичными представлениями о том, как должна выглядеть или вести себя влиятельная женщина.

Мэйв Фури

Поскольку в музыкальной индустрии доминируют мужчины, я могу понять, что она не очень «привлекательна» для женщин. Хотя я чувствую, что появляется новое поколение, в котором много женщин. Например, я начала преподавать игру на барабанах, когда мне было 16 лет, и все мои ученики были мужчинами. Прошло 5 лет, и большинство учеников, которых я обучала, были женщинами. И не только молодые девушки, но и женщины постарше, которые говорили мне, что всегда хотели играть на барабанах, но не могли/не имели права, потому что их семьи говорили, что барабаны — это только для мальчиков.

Дэш

Наказание за материнство

С начала до середины 1990-х годов материнство было в центре дебатов о гендерном разрыве в оплате труда и является одним из основных факторов, объясняющих, почему этот разрыв настолько велик. По словам Шелли Коррелл из Программы Гарвардского университета по вопросам женщин и государственной политики, разрыв в оплате труда между матерями и теми, у кого нет детей, может быть больше, чем разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами. По сути, «штраф за материнство» означает, что наличие детей и их воспитание негативно влияют на заработок женщин, в то время как на заработок мужчин/отцов это не влияет.

Гендерный разрыв в заработной плате — это на самом деле просто разрыв между мамами и всеми остальными.

Сара Клифф

Это явление проявляется по-разному в зависимости от отрасли, в которой работает человек. Для миллионов женщин, работающих по строгому графику, разрыв в оплате труда больше, чем для женщин с более гибким графиком. Если говорить о музыкальной индустрии, то работа с музыкой часто предполагает ненормированный рабочий день, работу по выходным и частые поездки — особенно если речь идёт о живой музыке и масштабных постановках. Это, наряду с необходимостью заботиться о детях, может рассматриваться как недостаток для женщин в этой отрасли. Исследование Шелли Коррелл также объясняет, что матери сталкиваются с негативными последствиями в виде снижения воспринимаемой компетентности и заинтересованности, меньшей вероятности найма и продвижения по службе, а также более низких рекомендуемых зарплат. В целом, материнство, как правило, приравнивается к проблемам на рабочем месте, и иногда это основано лишь на предположении.

Есть возможность работать из дома, однако мы не можем игнорировать тот факт, что, как правило, в музыке больше всего вознаграждаются те, кто наиболее активен. Строго говоря, работа из дома вредит налаживанию связей. Отношения — важная часть музыкальной индустрии для получения новой работы и слежения за происходящим. Однако следует отметить, что в музыкальной индустрии есть сферы, в которых матери не подвергаются серьёзному осуждению, например, работа сессионным музыкантом, писателем-фрилансером, менеджером артиста и т. д., которые обеспечивают гибкость.

Гендерная Слепота

Чтобы решить проблемы, связанные с сексизмом в музыке, нужно признать, что они действительно существуют, а также признать, что мужчины занимают привилегированное положение в индустрии, поскольку их значительно больше, чем женщин. Именно здесь на сцену выходит понятие гендерной слепоты. Грубо говоря, это когда человек игнорирует (сознательно или бессознательно) гендер как важный фактор во взаимодействии между людьми в социальном, экономическом или даже политическом контексте. Отказ признавать, что люди могут подвергаться угнетению или пользоваться привилегиями из-за своего пола, может привести к игнорированию трудностей и/или их ненадлежащему решению. А в музыкальной индустрии преобладает «гендерная слепота» — сильная тенденция игнорировать гендерные проблемы.

Так много женщин говорят, что не хотят, чтобы слово «женщина» было частью их описания. Они предпочли бы, чтобы их называли просто продюсерами, диджеями, артистами, менеджерами и т. д. Это ещё одна сторона «гендерной слепоты», которая, по моему мнению, ничего не даёт. Как цветная женщина, я смотрю на это совершенно иначе. Быть женщиной и цветным человеком — это то, кто я есть, и это даёт мне силы утверждать это.

Ариэль Лана Лежерд

И парни, и не парни говорили мне, что не хотят говорить или думать о гендере в музыке. Однако, по моему опыту, это действительно важная тема для обсуждения. Музыка настолько индивидуальна и связана с нашим эго, что гендерная динамика проявляется независимо от того, хотят люди это признавать или нет. Представление о себе серьёзно влияет на то, как человек видит себя в этом мире.

Мэдди Балтор

Широкое распространение гендерной слепоты может привести к тому, что такие проблемы, как гендерный разрыв в оплате труда и другие формы дискриминации, останутся без внимания, поскольку игнорируется опыт каждого из полов. Это приводит к тому, что против такой несправедливости не предпринимается никаких действий. Цитата Мэдлин подчёркивает, что даже те, кто осведомлён о гендерных проблемах, часто не решаются говорить о них. Конечно, для этого есть множество причин, и одна из основных на рабочем месте — страх высказываться, чтобы избежать возможного конфликта.

Возвращаясь к понятию *выбора*… Можно привести аргумент, что женщины выбирают работу на должностях, которые в музыкальной индустрии просто оплачиваются меньше. Если это так, то почему мы по-прежнему наблюдаем серьёзную разницу в оплате труда между мужчинами и женщинами в этих сферах? Дело не только в том, что им платят меньше, чем они могли бы получать, но и в том, что на разных этапах музыкальной карьеры женщины обычно сталкиваются с пренебрежительным отношением, неуважением и/или ощущением собственной неполноценности.

В завершение приведу цитату из Ариэль.

Заплати нам столько, сколько мы стоим.