Нравится вам это или нет, но музыкальная индустрия находится в таком положении, что подчиняется воле крупных технологических компаний — и я не говорю, что это плохо. Появление Napster в конце 90-х стало отличным примером того, как творение цифровой эпохи может поставить индустрию на колени, а появление iTunes в конечном итоге показало, как цифровые технологии могут её спасти. Хотя Napster в первую очередь правильно определил, что будущее музыки — в интернете, а не в металлических и пластиковых стеллажах.

Сегодня Интернет не только изменил музыкальную индустрию, но и повлиял на то, как мы слушаем, находим, создаём и потребляем контент. В целом можно с уверенностью сказать, что благодаря стримингу, распространению, социальным сетям и инновациям в сфере музыкального производства технологические компании находятся в авангарде каждой крупной революции в музыкальной индустрии.

Следующая технологическая революция — Web3 — уже проникла в музыкальную сферу, и снова возникает угроза массовых изменений. В целом цифровая эпоха привела к демократизации музыкальной индустрии, расширив возможности для артистов и профессионалов многих направлений.

Несмотря на то, что развитие таких технологических возможностей, как социальные сети и стриминг, например, соответственно, восстановило финансовый рост в звукозаписывающей индустрии и сократило разрыв между артистами и поклонниками, это также повлекло за собой волну опасений, особенно среди самих артистов, создателей контента. Множество компаний превратили эти проблемы, с которыми сталкиваются создатели контента и музыкальная индустрия, в возможности и одновременно обогащают жизнь людей. В этой статье мы рассмотрим, как эти 9 стартапов постепенно меняют музыкальную индустрию и помогают артистам.

Этап 11

“Переосмысливая музыку для Метавселенной».

Будьте в курсе событий.

Новая музыка и эксклюзивные обновления еженедельно приходят на ваш почтовый ящик.

Это слоган, связанный с парижским стартапом Stage11, который создаёт будущее, в котором музыку можно будет не только слушать и смотреть, но и играть с ней и взаимодействовать с ней. Представьте, что вы можете взаимодействовать с музыкальным видео так же захватывающе и осязаемо, как на живом концерте, где вы становитесь активным участником, а не просто пассивным наблюдателем. Что ж, это один из планов Stage 11, который реализуется с помощью возможностей Метавселенной.

В прошлом году тема Метавселенной обсуждалась во всех уголках интернета, поскольку она представляет собой новый технологический рубеж. Что мне кажется интересным в Stage 11, так это то, что компания была основана задолго до того, как Метавселенная стала трендом, так что это определённо говорит о дальновидности компании. В их Метавселенной применяется передовая геймификация в сочетании с технологиями реальности, чтобы аудитория становилась игроками и создателями. Впечатления будут варьироваться от полностью виртуальных мероприятий до — и это моя любимая часть — представлений в смешанной реальности, накладывающихся на физический мир. На 11-м этапе мы сделаем шаг вперёд и признаем влияние технологии блокчейн, поскольку фанаты смогут разблокировать интерактивные коллекционные NFT-предметы, от музыкальных выступлений до цифровой моды, виртуальных предметов и фильтров смешанной реальности.

Чтобы взглянуть на их работы и артистов, с которыми они сотрудничали (в списке есть Снуп Догг, Ne-Yo, Дэвид Гетта и другие), посмотрите это видео:

Audius

Что-то, что я считаю довольно пугающим, так это тот факт, что мы постепенно теряем чувствительность к отвратительным заработкам, которые платят артистам крупные DSP. Революция потокового вещания изменила судьбу музыкальной индустрии, не все доходы доходят до сотен тысяч артистов, поддерживающих этот успех. То, как стриминговые платформы и звукозаписывающие лейблы распределяют доходы, несправедливо по отношению ко всем, кроме нескольких мегаартистов.

Именно здесь на сцену выходит Audius. Компания из Сан-Франциско решает эти проблемы, расширяя возможности артистов за счёт децентрализации и демократизации музыкальной индустрии, возвращая музыкантам больше денег и контроля. С момента запуска платформы на ней зарегистрировалось более 10 000 артистов, она интегрировалась с TikTok и менее чем за год набрала 5 миллионов пользователей в месяц.

Audius, основанная в 2018 году Форрестом Браунингом и Ронейлом Рамбургом, совершает революцию в традиционной модели музыкальной индустрии, устраняя посредников и барьеры, создаваемые звукозаписывающими лейблами. Примечательно, что доход артистов не зависит от того, сколько раз была воспроизведена песня — они сами решают, как монетизировать свою работу, а также могут зарабатывать другими способами. К ним относятся попадание в топ-5 еженедельных трендовых треков, топ-5 еженедельных трендовых плейлистов, топ-10 ежемесячных приложений API и загрузка первого трека после подтверждения учётных записей в социальных сетях. Музыкальное приложение на основе криптовалюты помогает исполнителям монетизировать свои работы с помощью собственной криптовалюты «AUDIO».

По словам соучредителей, 90% дохода платформы будет поступать непосредственно артистам. По сравнению с общими показателями в традиционной музыкальной индустрии, где артистам достается всего 12%, Audius позволяет им получать более разумную оплату. Что меня ОЧЕНЬ удивило, так это то, что Audius вовлекает владельцев токенов AUDIO (артистов и фанатов) в процесс принятия решений в сети. Они могут голосовать за или против любых предлагаемых изменений на платформе.

Назовите мне другой сервис потоковой передачи музыки, где это возможно, я подожду…

Обозначить

Поскольку цифровая эпоха оказала такое сильное влияние на музыкальную индустрию, неудивительно, что с годами важность данных возросла — особенно для агентов и профессионалов музыкальной индустрии. В наши дни решения издателей, дистрибьюторов и агентов о том, стоит ли заключать сделку с артистом, принимаются не только на интуитивном уровне. Интуиция в значительной степени сочетается с «анализом данных», когда изучаются конкретные ключевые показатели эффективности (KPI) артиста в попытке предсказать траекторию его карьеры или определить, будет ли подписание контракта выгодным для обеих сторон.

Indify — это основанная в 2016 году платформа, работающая с данными, цель которой — помогать профессионалам музыкальной индустрии находить перспективных артистов на ранних этапах их карьеры. Они предсказывают будущие хиты, отслеживая просмотры, лайки и рост аудитории любого артиста в своей постоянно обновляемой библиотеке, а затем отправляют своим клиентам самых популярных исполнителей. Вы знаете Post Malone, вы знаете Халида? Что ж, они были среди артистов, которых Indify обнаружила на очень ранней стадии (когда Халиду было 17 лет) и предсказала их успех, опираясь на показатели.

А теперь начинается самое интересное. Это инструмент не только для профессионалов музыкальной индустрии, но и для артистов, которые могут извлечь из него много пользы. Недавно Indify превратился в платформу, которая связывает талантливых музыкантов с поддерживающими агентствами, такими как партнёры по финансированию, менеджеры, маркетологи, юридические представительства и A&R-специалисты. По словам генерального директора Кешава Гарга:

«У Indify есть каталог начинающих музыкантов, которого нет ни на одной другой платформе. Мы уделяем особое внимание выявлению лучших начинающих талантов на ранних этапах и предоставлению им возможностей заявить о себе, что делает нас уникальными».

Самое безумное то, что контракты, выгодные для исполнителей, также могут быть заключены через платформу, что решает проблему злоупотребления со стороны исполнителей.

Tracklib

Помните «Blurred Lines» в исполнении Робина Тика, Фаррелла и T.I.? Вы не могли никуда пойти, не услышав его. Этот трек был создан сердцем и разумом Фаррелла, Робина и T.I., а не кем-то или чем-то другим. Хотите верьте, хотите нет, но на трио подали многомиллионный иск за «плагиат» песни Марвина Гэя «Got to Give It Up» — они не только проиграли, но и были обязаны выплатить 7,2 миллиона долларов наследникам Марвина Гэя за нарушение авторских прав. Вы ведь знаете, что это значит, верно? Если вы артист и создаёте оригинальный материал, вдохновлённый творчеством другого артиста, на вас могут подать в суд даже не за использование сэмпла, а за подражание атмосфере. Конечно, это крайний случай, хотя в целом это решение создаёт ужасный прецедент для музыки и творчества в будущем.

Держу пари, вам интересно, какое отношение это имеет к нашему стартапу. На протяжении многих лет против продюсеров подавали (несправедливые) иски из-за нарушений авторских прав Tracklib является одним из решений, которые нужны артистам, чтобы обойти такие юридические проблемы. Шведская компания создала обширную музыкальную библиотеку, которая вдохнула новую жизнь в краудфандинг, пусть и в цифровой форме. Tracklib — это сервис для создания сэмплов, в котором хранится библиотека из более чем 100 000 песен, предварительно согласованных с правообладателями. Таким образом, продюсерам становится очень просто находить и легально использовать сэмплы из разных эпох.

По сути, это работает следующим образом: исполнители покупают трек, который они хотят использовать в качестве сэмпла, за 1,99 доллара. Однако, если они планируют выпустить трек, им придётся заплатить лицензионный сбор в размере от 50 до 2500 долларов в зависимости от категории, к которой относится сэмпл. Оригинальный исполнитель/лейбл/издательство также получает долю от гонорара в зависимости от того, как долго сэмпл используется в треке продюсера. Честно говоря, это значительно упростило процесс получения разрешений на использование сэмплов и сделало его более понятным.

В беседе с Rolling Stones генеральный директор Пер Альмквист заявил:

«Когда [правообладатели] встречаются с нами, они понимают, что мы не собираемся эксплуатировать их или пытаться что-то найти здесь. Наша истинная цель — создать новую инфраструктуру в этой отрасли и сотрудничать с людьми, которым принадлежит музыка, чтобы вдохнуть новую жизнь во многие музыкальные произведения».

Volta

На данный момент мы достигли той точки в эпоху цифровых технологий, когда художники практически в любой сфере *в какой-то степени* вынуждены использовать термин «создатель контента», если они хотят, чтобы их аудитория росла. А с появлением TikTok, Reels, коротких видео на YouTube и т. д. ситуация усложняется и одновременно усиливается давление, вынуждающее идти по одному из этих путей. Хотя художники, которые относятся к своим визуальным образам и брендингу как к искусству, а не к контенту, скорее всего, найдут общий язык со своей основной аудиторией. Следующий стартап, в который мы сейчас погрузимся, называется «Volta». Он служит связующим звеном между артистами и их аудиторией и делает гораздо больше.

Если создание миров важно для вас и вашего творчества, то вам это понравится. Volta — это платформа для создания расширенной реальности (XR), которая даёт художникам и творцам возможность создавать и транслировать контент, выходящий за пределы 2D-экрана и достигающий Метавселенной. Она позволяет художникам использовать любой источник звука для автоматизации различных визуальных эффектов в синхронизации с музыкой в реальном времени — бесплатно. Существует «Volta Create» — программное обеспечение для редактирования миров XR, и в настоящее время они работают над Volta Live — приложением виртуальной реальности.

Ещё одна функция, над которой работает их команда, — «Взаимодействие с аудиторией». Здесь фанаты смогут вводить ключевые слова в окна чата, что, в свою очередь, повлияет на мир, который они видят. Volta предназначена для любого артиста, музыканта, диджея или любого другого творца, который хочет создавать впечатления от смешанной реальности.

Компания также тесно сотрудничала с британской певицей и продюсером Имоджен Хип, чтобы снимать, записывать, обрабатывать и транслировать её клип «Последняя ночь империи» в режиме реального времени. Кроме того, она только что привлекла 3 миллиона долларов от группы инвесторов, в которую входят Deadmau5, Дэйв Эдвардс (старший вице-президент Audiomack) и Робб МакДэниелс (генеральный директор Beatport), и это лишь некоторые из них.

АЙВА

«Алгоритм…» Это то, что, кажется, больше всего заботит артистов в условиях постоянно растущего числа технологических компаний, связанных с музыкой. Однако AIVA (виртуальный артист с искусственным интеллектом) открывает новую главу в отношениях артистов не только с «алгоритмом», но и с искусственным интеллектом.

Между человеком, который ненавидит ИИ, и отъявленным ксенофобом есть общее: они оба считают, что «их» рабочие места будут быстро украдены. Когда люди думают об ИИ, они часто заблуждаются, считая, что эти технологии заменят человеческий труд. Есть много примеров, опровергающих это утверждение, и AIVA — один из них, особенно в сфере творчества. В 2016 году Пьер Барро, Денис Штефан, Арно Декер и Винсент Барро создали ИИ-композитора по имени «AIVA» и научили его сочинять классическую музыку — эмоциональное искусство, которое обычно считается исключительно человеческим качеством.

AIVA научился распознавать понятия из теории музыки и понимать искусство сочинения музыки, изучив большую базу данных с классическими произведениями, написанными известными композиторами. Прослушав большое количество музыки и изучив собственные модели теории музыки, AIVA также сочиняет собственные музыкальные произведения.

Теперь вы могли бы сидеть там, крепко скрестив руки на груди, и удивляться самому себе. Почему? Ну, во-первых, до AIVA не было компании, которая специализировалась бы на создании музыки с использованием искусственного интеллекта, кроме человека. Во-вторых, это служит инструментом для расширения нашего творческого потенциала, поскольку саундтреки сочиняются искусственным интеллектом, но оркестровка, аранжировка и продюсирование музыки требуют вмешательства человека.

И, наконец, музыкальные фрагменты AIVA помогают нам создавать саундтреки для кинорежиссёров, рекламных агентств и даже игровых студий, поскольку это преобладающий стиль, используемый в фильмах, играх, рекламных роликах и саундтреках к трейлерам. Я знаю, что это может показаться надуманной идеей, относящейся к далёкому будущему, однако любой художник может использовать AIVA таким образом, чтобы облегчить существующий творческий процесс. Если вам интересно и вы хотите узнать больше об AIVA, это видео поможет вам сориентироваться:

Выход на Бис

Давайте прогуляемся по тропинкам воспоминаний. Помните Pokemon Go? Благодаря тому, что это приложение так быстро стало популярным, оно, вероятно, стало для большинства людей первой встречей с дополненной реальностью (AR). Перенесёмся на пару лет вперёд, и мы наконец-то становимся свидетелями объединения музыки и мира AR. Я рад представить вам Encore — интерактивное музыкальное приложение, в котором исполнители могут создавать и выступать в пользовательских средах AR, по сути, разрабатывая сценическое шоу с помощью своих телефонов.

В двух словах, дополненная реальность (AR) расширяет ваше окружение, добавляя цифровые элементы в реальный мир, часто с помощью камеры смартфона. Соучредителями приложения стали сам мистер Рейджер, Кид Кади, а также голливудский продюсер, сценарист и режиссёр Иэн Эдельман (президент) и предприниматель в сфере технологий Джонатан Грей (генеральный директор). Помимо демократизации музыкальной индустрии, Encore стремится помочь большему числу авторов зарабатывать на жизнь своей музыкой, предоставляя им новые способы прямой монетизации, вовлечения и расширения своей фан-базы.

Вот некоторые из функций, которые повышают привлекательность приложения: во-первых, фанаты могут общаться с артистом и другими фанатами во время шоу и до его начала в цифровом лобби. Во-вторых, фанаты могут участвовать в микротранзакциях в виде десятицентовых «хлопков», которые можно использовать для просмотра шоу в прямом эфире, общения с артистом и взаимодействия с ним. «Хлопки» распределяются между Encore и создателем в соотношении 80/20, при этом 80% достаётся артистам. Чем больше у вас аплодисментов, тем больше денег может заработать артист. Таким образом, это ещё одно решение для артистов, позволяющее диверсифицировать их доходы.

Cyanite

Cyanite — это компания, о которой мы пару раз упоминали в нашем подкасте.

Платформа на базе искусственного интеллекта — лучший друг любого лейбла, когда дело доходит до тегирования музыки. Мы, команда лейбла, просматриваем сотни песен из нашего каталога, готовя их к презентации Sync. Хотя это может быть весело и зачастую незаменимо, в какой-то момент становится утомительно. Это также отнимает много времени и чревато ошибками.

Команда из Берлина во главе с Маркусом Шварцером предлагает ряд решений, которые «позволят музыкальной и рекламной индустриям найти музыку, объективно соответствующую желаемой эмоциональной цели

Платформа предлагает поиск по звуку и ключевым словам, анализ треков (темп, настроение, тональность) и красивую визуализацию данных. Мы также находим её полезной при подготовке музыкальных предложений!