— Так какую музыку ты слушаешь? — Ну, знаешь, мне очень трудно свести всё к одному жанру. Я бы сказал, что это прогрессивный рок, хип-хоп, джаз. Но также и электронная музыка, например, я очень люблю дабстеп. — Дабстеп? Правда? О. Э-э. Ладно…

С долей удивления и лёгкого отвращения 99% людей, с которыми я обсуждал эту тему, медленно, но верно переходили к другой теме. И это понятно. То, что в западной поп-культуре принято считать дабстепом, — это особый стиль тяжёлого, агрессивного, синтезаторного EDM с вибрирующими насыщенными басовыми линиями и мощными ударными, популяризированный в начале 2010-х такими исполнителями, как Bassnectar, Excision и, конечно же, Skrillex.

Однако, как вы, возможно, знаете, а возможно, и нет, название этого жанра восходит к истокам, совершенно отличным от того, что я только что описал, как в стилистическом, так и в звуковом плане. Итак, что же тогда… какой дабстеп на самом деле «мёртв»? Мёртв ли он вообще? Если нет, то где он сейчас? Куда он движется в 2021 году? Помимо ответов на эти вопросы, в этой статье мы постараемся разрушить общий стереотип о том, что дабстеп всегда хаотичен, насыщен и перенасыщен. При работе с такой темой лучше всего приводить примеры, поэтому я покажу несколько прекрасных мелодичных треков (старых и новых) из той части жанра, которая не так известна широкой публике.

Было бы неправдой сказать, что у этого анализа был один источник вдохновения. Это было сочетание множества факторов. Вот чего следует ожидать:

  • оценка влияния, которое оказали (и продолжают оказывать) упрощённые мелодические треки в стиле дабстеп на развитие всего жанра
  • косвенный ответ на канал YouTube «Timbah.On.Toast» и продолжение заключения к видеоэссе «Все мои друзья ненавидят Skrillex. История о том, что случилось с дабстепом» (ссылка в конце статьи)
  • личные мнения и выводы, например, из-за любви к жанру и его влияния на мою жизнь как музыкального продюсера и слушателя

Когда углубляешься в тему, к которой испытываешь эмоциональную привязанность, всегда трудно оставаться на 100% объективным. Поэтому, чтобы в какой-то степени помочь вам в этом, в статье приведены краткие ответы на вопросы участников Iceboxdub — болгарской команды, играющей дабстеп, которая продолжает поддерживать этот жанр на нашей местной сцене и следит за развитием бас-музыки в целом.

Краткая история и эволюция дабстепа

Теперь, когда мы разобрались со всеми этими оговорками, пришло время вернуться на несколько лет назад, туда, где всё началось. Считается, что дабстеп зародился в Кройдоне, Лондон. В конце 1990-х и в середине 2000-х годов дабстеп появился как ответ на британскую гаражную музыку. Он отделился от масс, став более андеграундным жанром, для которого характерны более глубокие, басовые и минималистичные звуки, чем для гаражной музыки. Однако, как и любой другой музыкальный стиль, набирающий популярность, этот жанр изменился по нескольким причинам.

Будьте в курсе событий.

Новая музыка и эксклюзивные обновления еженедельно приходят на ваш почтовый ящик.

В 2007 году в Великобритании был ужесточён запрет на курение. Людям запретили курить травку в дабстеп-клубах, из-за чего большинству посетителей стало скучно от более медленных и глубоких звуков музыки. Людям хотелось больше драйва и экшена. Конечно, вторым фактором, повлиявшим на превращение дабстепа в более жёсткий и энергичный жанр, являются… технологии. Это всегда технологии, не так ли… Коммерческие Hi-Fi-колонки становились всё более доступными и появлялись в домах у всех. Слышать басы стало важнее, чем чувствовать их (как на большой звуковой системе в клубе). Оба этих требования фанатов привели к тому, что британские продюсеры и диджеи, работающие в жанре дабстеп, стали использовать более насыщенные басовые партии в среднем диапазоне. Подождите-ка. Напряжённые насыщенные басовые партии? Звучит знакомо? Да…

Можно сказать, что зачатки того, что британские продюсеры дабстепа начали насмешливо называть «бростепом», появились у них на родине… Один из первых пионеров дабстепа Мала рассказал об этом в недавнем интервью для DJMag:

«Это очень, очень разозлило многих людей, — говорит он, [имея в виду бум в США таких исполнителей, как Skrillex], — и вместо того, чтобы посмотреть на это как на «Посмотрите, чего добилась наша небольшая сцена в Лондоне», и использовать это как шанс для развития собственного звучания, многие люди просто закрылись. Они были так недовольны этой новой волной музыки, что разрушили собственное творчество, сосредоточившись на негативной энергии. Это было тяжело. Казалось, что это стало соревнованием, в котором люди пытаются очернить других, когда те не могут защититься.

Когда в начале 2010-х так называемый «бростеп» достиг массового успеха, а его звучание приобрело своего рода «мемный статус», популярность жанра, казалось, постепенно сошла на нет. Однако я бы сказал, что «оригинальная» культура дабстепа с тех пор восстала из пепла и более или менее продолжает развиваться, несмотря на трудности. Ни в коем случае не стоит недооценивать американский дабстеп (бростеп) или называть его как-то иначе. В конце концов, такое уже случалось раньше, и последовавшая за этим токсичность была не особенно приятной. Кроме того, американское движение породило несколько чрезвычайно талантливых продюсеров! Однако в рамках этого анализа давайте пока проигнорируем «бростеп» и вернёмся к британскому дабстепу.

Эксклюзивность в культуре дабстепа

Кажется, что на протяжении всего своего существования дабстеп всегда был окутан тайной. Предпочтительным способом выпуска музыки для исполнителей и лейблов, работающих в жанре дабстеп, был (и в какой-то степени остаётся) в первую очередь винил. Дабстеп-диджеи, которые любят оставаться верными этому жанру, играют только виниловые пластинки или прародителя всего этого — дабплейт.

Что такое дубликат? Типичный виниловый диск с картинками состоит из двух тонких прозрачных листов винила. Картинка помещается между двумя листами, а затем они печатаются вместе. Из одного из этих листов винила вырезается так называемый дубликат.

Двойные пластинки выпускаются в крайне ограниченном количестве по очень продуманным поводам (ремиксы, ремастеринг, инструментальные композиции и т. д.). Они почти всегда предназначены для обмена между артистами, продюсерами и лейблами. Таким образом, диджеи и продюсеры всегда «имеют доступ» к чему-то уникальному и физическому, что в конечном счёте повышает искренность жанра. По сей день, помимо винила, некоторые из лучших классических композиций в жанре дабстеп можно найти в интернете только в виде малоизвестных рипов на YouTube. Изменится ли это в случае с более старыми релизами, полностью зависит от ситуации в музыкальной индустрии и мышления продюсеров и лейблов…

«Сообщество и культура дабстепа очень особенные. Сейчас это глобальное движение, и по всему миру есть люди, которым нравится этот звук, но это всё ещё очень нишевый жанр. На заре своего развития большую роль в развитии сообщества играл дабстеп-форум. Радиостанции также сыграли очень важную роль в истории жанра. Как говорится, «музыка объединяет людей», и дабстеп делает это особенным образом».

— Iceboxdub

Красота в “олдскульном” дабстепе

Хотя дабстеп изначально заимствовал некоторые элементы из гаражного рока, в то время он был полной его противоположностью. Не только звучание, но и эстетика жанра были чрезвычайно красочными, яркими и эксцентричными. Вместо красочного эскапизма дабстеп воплощал в себе звучание серого, мрачного, отчуждённого и холодного реализма Великобритании. Он стал звуковой метафорой городских джунглей Лондона. Басы были глубокими и насыщенными, как сам город, а минималистичные мелодии напоминали эхо, отражающееся от окон в каждом узком переулке.

«Любовь к дабстепу, в частности, зародилась ещё в те времена, когда он не был так популярен. Он был очень андеграундным, и всё дело было в музыке. Всё дело в низких частотах, которые можно почувствовать на хорошей звуковой системе. Это очень физический опыт. Как бы мы ни любили крутые треки и атмосферу вечеринок, наша истинная любовь к дабстепу заключается в его глубине».

— Iceboxdub

Говоря о глубоких басах, мы всегда можем рассчитывать на то, что они будут в дабстепе. Однако, на мой взгляд, дабстеп отличается тем, как в нём используется мелодический сэмплинг. Эта техника создания музыки используется повсеместно, от хип-хопа до хауса и фанка — буквально везде. Тем не менее, в сэмплах дабстепа есть что-то особенное, что-то, что я не могу сравнить ни с одним другим музыкальным жанром. Помимо обычных сэмплов из старых записей, во многих дабстеп-треках используются сэмплы из фильмов, отрывки из интервью или другой разговорный материал, который приобретает совершенно новое значение, будучи включённым в музыкальный контекст.

На мой взгляд, нет лучшего способа проиллюстрировать это, чем трек Kromestar’s & Jay5ive’s «Words».

Как только мой приятель впервые сыграл мне «Words», я был просто потрясён. Не потому, что звуки в этой песне не похожи ни на что, что я слышал раньше, на самом деле, они сами по себе ничем не примечательны. Но из-за того, как все инструменты сочетаются друг с другом, этот трек с того момента изменил моё восприятие музыки.

Всё в нём настолько элегантно и безупречно. Сэмпл фразы из «Кода Да Винчи», произнесённой Томом Хэнксом, прекрасно вписывается в эстетику трека. Сэмпл задаёт загадочный вопрос, на который мелодии трека дают музыкальный ответ. В композиции трека, а не на большом экране, цитата производит совершенно новый эмоциональный эффект, что делает трек таким мощным. Барабаны энергичные, но чистые, гитары звучат первозданно и не перегружены, автоматическое панорамирование флейты делает трек объёмным, а бас настолько тёплый, насыщенный и мягкий, что его почти нельзя назвать дабстеп-басом. И в этом-то и суть — он не обязательно должен быть дабстеп-басом, чтобы считаться частью жанра. Бесполезно спорить о стилях, когда важна только музыка. Для меня «Words» — лучший пример того, насколько красочным и многогранным может быть дабстеп (или любой другой жанр), поэтому наша «работа» как любителей музыки — исследовать и наслаждаться этими различиями без каких-либо предубеждений.

«Good Old Days» Джека Спарроу — похожая история: в ней используется отрывок из документального фильма о жизни джазового саксофониста Коулмана Хокинса. Как и в «Words», ритм обрывается сразу после окончания произнесённой фразы, что придаёт треку очень сильное эмоциональное воздействие. Временами на него накладываются эффектные задержки/реверберации, разнообразная перкуссия танцует на фоне мощного баса, а медные духовые придают треку джазовое ретро-звучание.

В «Alicia» Малы всё немного по-другому. В треке использованы семплы из песни «Feeling U, Feeling Me» Алиши Киз — интерлюдии из второго альбома американской певицы «The Diary Of Alicia Keys». Благодаря добавлению басовой партии, чётких ударных и некоторых других вариаций семпла трек Малы стал одним из лучших примеров проникновенной и мелодичной музыки в жанре дабстеп.

Ещё одна из величайших классических композиций, «Summer Dreams» группы Skream, такая же проникновенная и джазовая, хотя теперь мы говорим не столько о сэмплах, сколько об игре. Труба в этом треке, исполненная Мартином Шоу, на протяжении всех 8 минут трека предлагает великолепные, ослепительные мелодии, прекрасно соответствующие атмосфере, заявленной в названии.

Мелодия в современном дабстепе

Итак, остаётся ли мелодичность дабстепа только в рамках классики, выпущенной до 2010 года? Выпуски последних нескольких лет, похоже, так не считают. Давайте сравним некоторые из них:

Коммодо уже довольно давно ведёт британский дабстеп в действительно интересном направлении, сочетая чистый, сотрясающий мозг бас и нежные мелодические мотивы с ощущением плавного звучания. Daytona — ярчайший пример, который обязательно нужно послушать всем, кто хочет глубже погрузиться в современное состояние жанра.

В своём треке «Oaken» Тайко использует непрерывное звучание саксофона, что напоминает мелодичный подход Скрима в «Summer Dreams». Однако в этом треке яркая атмосфера становится ещё ярче благодаря сочетанию регги-даба в барабанном груве.

Испанский музыкальный продюсер Кодама остаётся верен «старомодному» таинственному, ностальгическому и задумчивому звучанию мелодий и сэмплов с речью, но добавляет современное звучание с помощью ритмичных хай-хэтов и почти современной перкуссии в стиле хип-хоп.

Дуэт Glume и Phossa, напротив, часто экспериментирует с экзотическими звуками, помещая их в интересное стилистическое пространство — где-то между мелодичным и воодушевляющим, но мрачным и жутким.

Какие тенденции вы замечаете в дабстеп-треках последних 2-3 лет?

«Восточный саунд действительно в тренде. Поскольку грайм стал очень популярным жанром во всём мире, на него оказал большое влияние этот саунд. Дабстеп в стиле дабби/регги никогда не выходит из моды, так что и он тоже есть».

— Iceboxdub

Ещё одно интересное направление, в котором, по-видимому, развивается жанр в последнее время, — это всё больше женских вокальных партий в дабстеп-треках. В последнее время на сцене появляется всё больше очень талантливых женщин-продюсеров/битмейкеров дабстепа. Возможно, некоторые из ранних вокальных дабстеп-треков имели к этому отношение, но мы не можем с уверенностью сказать, повлияли ли «Shallow» группы 16Bit или «Altar» группы Kahn and Jasmine на такие треки, как «Island» группы Animal или «Society» группы Mystic State и Astrid. Однако можно с уверенностью сказать, что дабстеп становится ещё более красочным и инклюзивным, когда речь заходит о разном социальном и культурном происхождении. Ещё одна причина поддержать развитие жанра!

Дабстеп в 2021 году и будущем

Крайне сложно, если не невозможно, убедить людей в чём-то, если на их мнение сильно влияют личные эмоциональные переживания. Я могу сидеть здесь весь день и спорить о том, что метал-музыка — это не только прошлое, что она развивается и по-прежнему способна собирать стадионы. Но если я объясняю это человеку, который вырос в 80-х, слушая только Metallica, чьи мечты были разрушены альбомами группы после Master Of Puppets, то у меня не так много шансов изменить его отношение к музыке. Точно так же многие настоящие дабстеперы, которые своими глазами видели зарождение дабстепа в Великобритании, могут по-прежнему считать, что красота оригинальной старой школы не сравнится с современными релизами.

«Многие исполнители и лейблы выпускают качественную музыку, так что этот жанр сейчас лучше, чем когда-либо. Он постоянно развивается, и на самом деле в наши дни существует гораздо больше лейблов. Вы буквально можете провести весь день, слушая новую дабстеп-музыку. И так много интересных новых исполнителей! Chief Kaya, Kodama, Imajika, Yoofee, Ourman, Somah, Quasar и многие другие выпустили отличные треки за последний год. Glume и Phossa начали выпускать музыку в 2018–2019 годах и до сих пор не выпустили ни одного слабого релиза. Этот список, вероятно, можно продолжать бесконечно».

— Iceboxdub

Вполне понятно и естественно иметь предвзятое отношение к искусству. Но я, как молодой человек, родившийся в 2000-х, считаю, что мы должны стараться не торопиться с категоризацией музыкальных жанров или других масштабных культурных явлений как «мёртвых» или «ушедших». Вместо этого лучше всегда стремиться быть любознательным и непредвзятым, чтобы изучать, как тот или иной культурный феномен развивается с течением времени.


Большое вам спасибо за то, что погрузились в это длинное чтение вместе со мной! Если вы дочитали до этого места, значит, это для вас важно.

Как я уже упоминал во вступлении, одним из многих источников вдохновения, побудивших меня рассказать о мелодической стороне дабстепа и будущем этого жанра, является это чрезвычайно подробное и блестящее видеоэссе. Хотя мне не очень понравился его финал, я полностью согласен с его посылом, так что оно по-прежнему поражает и его стоит посмотреть!

А в качестве бонуса для тех из вас, кому интересно послушать ещё, я составил плейлист на Spotify, состоящий из моих любимых треков в стиле дабстеп. В плейлисте я постарался сделать акцент на современных новинках, но кое-где можно найти и более тяжёлую классику дабстепа. Наслаждайтесь!