В 1990-х и начале 2000-х годов в Великобритании ритмы 2-step и быстрые 4/4-тактовые барабаны были по-настоящему вездесущи. Менее чем за 5 лет звучание британского гаражного рока (в просторечии называемого UKG) вышло из андеграунда и проникло в массовое сознание. Более того, существует целый ряд популярных жанров, которые являются прямыми потомками UKG. Несмотря на то, что жанр вышел из (мейнстрима) моды, а его элементы перешли в другие музыкальные стили, сейчас мы наблюдаем, как феникс восстаёт из пепла, поскольку это поколение вдохнуло новую жизнь в британский гараж. В последние 3 года мы переживаем возрождение британского гаражного стиля, и прилив поднимает все лодки — популярность джангла, брейкбита, скоростного гаража и бас-лайна также возросла.

«Я думаю, что в целом это хорошее время для UKG — появилось целое новое поколение молодых рейверов, которые хотят танцевать под музыку (особенно после того, как они были вынуждены сидеть дома во время карантина из-за Covid), и появилось множество новых исполнителей, которые тоже создают музыку. Кроме того, есть много взрослых рейверов, которые всё ещё хотят танцевать — на лучших вечеринках будут люди разных возрастов, рас, полов и т. д. Это было правдой в те времена и остаётся правдой сейчас» — Ману Эканайаке

По данным Beatport, UKG «покорила» 2021 год, так как их чарты были переполнены исполнителями гаражной музыки новой школы. Кроме того, одним из самых популярных треков 2022 года стала ностальгическая песня «B.O.T.A.» в исполнении Элизы Роуз и Interplanetary Criminal. Нельзя не упомянуть и появление PinkPantheress в качестве мировой поп-звезды.

Итак, что же здесь происходит? Почему британский гаражный рок внезапно переживает возрождение? В этой статье мы сопоставим факты и объясним различные факторы, которые привели к этому явлению. Мы также поговорили с рядом влиятельных деятелей музыкальной индустрии, чтобы узнать их мнение по этому вопросу. В список вошли:

  • Ману Эканайаке (фрилансер, журналист Mixmag, The Quietus и Red Bull Music)
  • Марика Маллиарис (редакционный менеджер Deezer в Великобритании)
  • Летиция Берри (международный музыкальный программист Deezer)
  • Звук переломов (британский продюсер UKG)
  • Поль по плаванию (продюсер UKG из Парижа)

Прежде чем мы углубимся в тему, если вам интересно послушать нашу любимую музыку в стиле UKG, не пропустите наш альтернативный плейлист для танцпола, который мы составляем для всех стриминговых платформ.

Будьте в курсе событий.

Новая музыка и эксклюзивные обновления еженедельно приходят на ваш почтовый ящик.

Что такое Британский гараж?

Британский гараж — это танцевальный жанр, возникший в начале 1990-х годов в Великобритании. Его можно узнать по тяжёлым и/или дрожащим басовым партиям, постоянному ритму 4/4 или 2/4, а также оптимистичному и грубоватому настроению. Для многих называть британский гараж просто музыкальным жанром — значит преуменьшать его значение. Как хип-хоп в США, UKG является частью британской культуры, особенно с учётом того, что изначально это был преимущественно рабочий стиль.

История гаража в Великобритании

Первые дни британского гаража

Как ни странно, эта история началась в США. Корни британского гаражного стиля можно проследить в американской хаус-музыке, в частности в нью-йоркском гаражном звучании. В конце 1980-х — начале 1990-х годов энергичное и проникновенное звучание хаус-музыки также набирало популярность в лондонских клубах. Диджеи начали экспериментировать с различными звуками и ритмами, и одной из ключевых фигур в раннем развитии британского гаражного стиля был диджей и продюсер Тодд Эдвардс. Его новаторский стиль производства оказал большое влияние на зарождающееся звучание UKG. В начале 1990-х годов британский гараж официально стал уникальным жанром, демонстрирующим свои характерные черты.

Музыка отличалась ритмом 4/4, синкопированными ритмами и проникновенным вокалом, которые в совокупности определяли её звучание. Темп треков британского гаражного стиля был разнообразным: в некоторых композициях использовались более быстрые ритмы, которые назывались «спид-гараж», в то время как другие формы британского гаражного стиля предпочитали более спокойный темп.

Британский гараж В мейнстриме

До того, как UKG стал популярным, это было движение, которое произвело фурор в андеграунде. И я имею в виду буквально. Как цветы на огромном ранчо, пиратские радиостанции начали расцветать по всей Англии в начале и середине 1990-х. Такие радиостанции, как Rinse FM, Déjà vu и Flex FM, а также многие другие, сыграли ключевую роль в развитии танцевальной музыки. По мере того, как жанр набирал обороты, в середине 1990-х британский гараж начал привлекать внимание широкой публики. Такие исполнители, как М. Дж. Коул, Artful Dodger и Вуки с его треком «Scrappy», стали известны благодаря своим хитам, которые возглавили чарты и сочетали в себе британский гараж с влиянием R&B и поп-музыки. Эти кроссоверы помогли британскому гаражу привлечь более широкую аудиторию как в Великобритании, так и за рубежом. Благодаря таким легендарным заведениям, как Ministry of Sound и Fabric, которые регулярно устраивали вечера британского гаража, стало ясно, что британский гараж оставил огромный след и на клубной/рейв-сцене.

Тем не менее, в середине 2000-х годов коммерческий успех британского гаражного стиля начал угасать из-за растущей популярности таких жанров, как грайм и дабстеп. По мере того, как эти новые стили набирали популярность, многие исполнители и продюсеры отправились на поиски других инновационных направлений, из-за чего британский гаражный стиль стал больше ассоциироваться со своим андеграундным происхождением.

«Честно говоря, я по-настоящему открыл для себя британский гараж с группой Disclosure 10 лет назад, когда вышел их первый альбом, который стал настоящим хитом. Тогда я понял, что всегда знал эту музыку, но не мог её назвать. Так что да, я определённо чувствую, что успех Disclosure несколько лет назад действительно помог британскому гаражу снова оказаться в центре внимания». — Swimming Paul

Возрождение британского гаража

Несмотря на снижение популярности в мейнстриме, у британского гаражного рока остались преданные и верные поклонники, и его влияние продолжало ощущаться в различных жанрах. Как я уже упоминал во вступлении, сейчас мы находимся в ситуации, когда британские гаражные исполнители заполонили Beatport, постоянно звучат на BBC 1 и возглавляют чарты.

«Я думаю, что возрождение британского гаражного рока — это сочетание того, что люди открывают для себя этот жанр с помощью «червоточин» на YouTube, того, что старшие члены семьи играют им мелодии, и того факта, что этот жанр является неотъемлемой частью британской танцевальной музыки. У нас есть очень популярный комедийный сериал BBC «Люди просто ничего не делают», в котором рассказывается о группе одержимых британским гаражным роком людей, управляющих вымышленной британской гаражной радиостанцией Kurrupt FM. Парни, стоящие за этим шоу, — настоящие фанаты, это всегда было очевидно. Это просто часть здешней культуры; она бурлит с 90-х годов, просто ожидая возможности взорваться. Я должен отдать должное этому специальному выпуску Radio 1Xtra от Kurrupt FM, потому что он вернул мне много воспоминаний, когда я был подростком в 90-х. Но я чувствую, что для многих молодых людей он действительно показал, кто стоял за некоторыми знаковыми моментами UKG. — Ману Эканайаке

Вот несколько возможных причин, по которым происходит возрождение:

20-летний цикл и Ностальгия

От моды до музыки — тенденции, как правило, следуют за циклом смены поколений, который повторяется каждые 20 лет. «20-летний цикл» предполагает, что культурные тенденции, как правило, перерабатываются и возвращаются в жизнь новых поколений примерно через два десятилетия после их первоначальной популярности. Существует золотая середина между знакомым и ретро, которая создаёт привлекательность, особенно потому, что молодые люди всё ещё экспериментируют с самоидентификацией через стиль, музыку и общий вкус.

Помимо британского гаражного рока, мы можем обратиться к другим жанрам 2000-х годов, которые распространились по всему миру. Южноафриканский амапиано испытал сильное влияние жанра под названием «квайто», джерсийский клуб возродился в новом свете, и даже мейнстримный хип-хоп в 2000-х годах был одержим сэмплами. В довершение всего, эстетика Y2K в моде и визуальных образах (особенно в музыкальных клипах) не только вернулась, но и стала эстетикой, ассоциирующейся с такими исполнителями, как PinkPantheress и Piri. По сути, она визуально представляет собой популярный плейлист Spotify под названием Planet Rave — место, где можно послушать альтернативный и ориентированный на поп-музыку британский гараж, джамп и брейкбит.

«Я думаю, что на возрождение в значительной степени повлияли ностальгические циклы, пришло время, когда танцевальная музыка вернулась с большим количеством грува и души, и новое поколение открыло её для себя. Возможно, есть и более глубокие вещи, такие как простота, изначально она зародилась в спальнях, а теперь создание музыки таким образом — это основной способ, которым мы творим. На самом деле возрождение заключается в новой музыке, которая отталкивается от звучания.» — Sound of Fractures

Очевидно, что ностальгия, наряду с 20-летним циклом, сыграла МАССОВУЮ роль в возрождении. У многих людей, которые выросли, слушая британский гараж в 90-х и начале 2000-х годов, возникло чувство ностальгии по этому жанру. Благодаря возрождению они могут вернуться к музыке, которая нравилась им в юности.

Влиятельные диджеи и продюсеры

«Я думаю, что ностальгический контент на таких платформах, как Tik Tok, вызывает ностальгию, которая приводит к повторному открытию и новому поколению слушателей и продюсеров, возвращающих жизнь в звучание уникальным образом. Стриминг также позволяет продюсерам выпускать и продвигать свою музыку и охватывать новую аудиторию слушателей UKG. Мы видели, как многие легенды UKG снова начали выпускать музыку, и вдохновляюще видеть, как новые песни таких исполнителей, как Toddla T, создаются в сотрудничестве с начинающими артистами и MC». — Марика Маллиарис

Появилось новое поколение диджеев и продюсеров, которые — намеренно или нет — продвигают британский гаражный саунд. Из-за их коммерческого успеха на ум могут прийти Fred again…, Nia Archives (в большей степени Jungle), Interplanetary Criminal, PinkPatheress, Disclosure и даже Bicep. Имейте в виду, что всем этим артистам (кроме Fred) за 20, что косвенно подтверждает точку зрения, высказанную в предыдущем разделе. Эти исполнители не только отдают дань уважения оригинальному стилю, но и используют современные производственные технологии и влияние других жанров, придавая британскому гаражу свежее и обновлённое звучание. Кроме того, в андеграунде появляется всё больше талантливых исполнителей, которые также расширяют границы брейкбита, UKG и джамп-сэтра.

Это сильное общее движение в мейнстриме и андеграунде соответственно привело к тому, что легенды UKG и джангла переживают новый виток в своей карьере благодаря возродившейся популярности жанров, связанных с UKG. Многие не до конца понимали, кем был культовый мистер Голди, пока не увидели его в паре с Ниа Архив.

«На самом деле, лидеры оригинальной сцены — это те, кто до сих пор оказывает на меня влияние, но вы можете услышать это в более коммерчески успешных группах, таких как PinkPantheress, Fred и т. д. Это всегда был жанр, который мог быть как андеграундным, так и создавать вокальные поп-моменты. Культура ремиксов и ностальгии в TikTok, вероятно, сыграла большую роль, и это поддержали исполнители, на которых она повлияла в более альтернативных танцевальных сценах, таких как Overmono, P-rallel, Dusky, Salute и Pocket, которые используют множество классических танцевальных жанров, чтобы создать свой собственный звук. — Sound of Fractures

Этот звук поддерживают не только продюсеры из Великобритании. Кто бы мог подумать, что коллаборация Flume и Toro Y Moi станет одой джунглям? А когда в 2021 году принц мелодичного хауса Бен Бёммер позаимствовал элементы брейкбита для «A Matter of Time», мы поняли, что «что-то» происходит. В период с 2021 по 2022 год мы увидели, как многие артисты, известные в одном конкретном жанре, начали добавлять UKG и его влияние в свои работы. Ещё один отличный пример — Swimming Paul, который стал одним из артистов, за которыми стоит следить в этом году, благодаря своему эмоциональному бренду UKG.

«Я думаю, что UK Garage на протяжении многих лет пользовался огромным успехом во всём мире, и мне хотелось бы верить, что эта новая волна приведёт к тому, что первопроходцы в этом жанре добьются такого же успеха за пределами Великобритании. Глядя на популярность плейлистов на Deezer, можно заметить, что за пределами Великобритании есть международные группы слушателей, особенно во Франции, Нидерландах и Бразилии. Также приятно видеть, что у таких исполнителей, как Conducta, скоро будут концерты в Польше, Хорватии, Норвегии и Швеции.», — делится Марика Маллиарис, редактор Deezer в Великобритании.

Потоковая передача и списки воспроизведения

«Да, безусловно, UKG возрождается, но в каком-то смысле это почти новый поджанр, который ускорили Spotify и TikTok, а не клубы, где играла чёрная музыка, где он зародился. Я просто надеюсь, что часть этой энергии и роста вернётся в те места, откуда родом эта музыка, где она всё ещё живёт и где она была создана.» — уточняет электронный продюсер Sound of Fracture.

Sound of Fractures согласен с вышесказанным. Благодаря наличию стриминговых платформ поклонникам стало проще получать доступ к британскому гаражу и музыке в стиле UKG — даже непреднамеренно. Самые большие и примечательные плейлисты электронной музыки на ведущих стриминговых платформах переполнены жемчужинами в стиле UKG и брейкбит. На самом деле, если вы перейдёте на страницу лучших электронных песен 2022 года на Spotify и нажмёте кнопку «перемешать», вы найдёте именно это. Насыщенность звучания UKG в плейлистах неизбежно распространяет его влияние. Это, конечно, способствовало росту узнаваемости и популярности жанра.

Популярные плейлисты UK Garage

Дизер

«Каждую неделю мы получаем множество предложений по предстоящим релизам. Я прослушиваю все их в танцевальной/электронной сфере (500–600 треков в неделю), а также слежу за трендами и вирусными песнями, чтобы понять, что набирает популярность. Я отбираю каждую песню, которая может попасть в плейлист, независимо от того, известен исполнитель или нет. Это очень важно, так как наша цель — знакомить людей с новой музыкой и новыми исполнителями, которые им могут понравиться. Young & Free — это плейлист, в котором представлена танцевальная и электронная музыка нового поколения со всего мира. Это точка доступа, чтобы познакомить с ней нашу аудиторию. Затем, когда мы видим, что вокруг трека что-то происходит, Electronic Hits — это ещё один плейлист, в котором можно поддержать песню. — делится глобальный редактор танцевальной музыки на Deezer Летиция Берри.

После потрясающего ребрендинга и обновления платформа, безусловно, находится в авангарде жанра с несколькими тщательно подобранными плейлистами.

Их «Гаражная классика» — это «основная коллекция гаражной классики».

Мы также не можем не поделиться с вами подборкой лучших композиций в жанре UK Electronic от Deezer.

Spotify

New UK Garage — новая волна гаражного звучания. Содержит треки, которые сохраняют классическое звучание UKG в современной интерпретации.

Planet Rave — это плейлист танцевальной и электронной музыки в «футуристической» звуковой эстетике. Вы услышите треки в стиле британского гаражного, брейкбита, драм-н-бэйса, поп-музыки и IDM.

The Loft — сборник новейших и лучших треков от будущих первопроходцев в области электронной, танцевальной и хаус-музыки. Здесь вы найдёте множество треков в стиле UKG.

Apple Music

UK Garage Essentials — всё в названии. Этот плейлист прекрасно отражает ключевые треки, сформировавшие мир UKG.

Далее — от басовых мутаций до новых версий дабстепа и грайма — вот треки, которые сейчас открывают новые горизонты.

UKG — плейлист, в котором представлены одни из лучших треков новой школы UKG от андеграундных и признанных исполнителей.

Музыка с Амазонки

Signals — лучшее из новой и альтернативной электронной музыки, и большая часть треков демонстрирует влияние UKG.

UKG Now — лучшее из нового британского гаражного, 2-step и басового звучания прямо сейчас.

Недавно один из самых известных британских гаражных лейблов Locked On (выпускал релизы с The Streets, Artful Dodger, Тоддом Эдвардсом, Monsta Boy и т. д.) выпустил сборник, который не только отмечает возвращение UKG, но и привлекает внимание к ряду андеграундных продюсеров, поддерживающих это движение. Он называется All Thru the Night и был составлен не кем иным, как Interplanetary Criminal. Если вы только недавно познакомились с возрождением UKG, этот сборник — отличное начало.